Безымянных солдат станет меньше

08.05.2012
1106
0

Приближается 67-я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне, и хотя прошло много лет, сменилось несколько поколений людей, но воспоминания о тех событиях живы в памяти народной. Они по-прежнему волнуют людей.

В этом я постоянно убеждаюсь, поддерживая связь с ветеранами боевых действий той войны, участниками трудового фронта тех лет, вдовами, людьми, которые насильственно были угнаны в Германию, но которым посчастливилось вернуться на родину. Но такое счастье выпало не всем…

Поминальные обряды по усопшим, уборка на могилах умерших родственников в первые погожие весенние дни, заброшенные могилы и те, на которых оставлены следы вандализма в погоне за металлом, побудили меня рассказать о личном.

До недавнего времени, основываясь на официальном извещении, наша семья считала, что отец мой пропал без вести в горниле ужасной войны 1941-1945 гг. Только мать не считала его погибшим, да так и умерла с мыслью «а может быть, жив…» И вдруг на одном из сайтов в интернете узнаем, что умер он 14.03.1943 г. в лазарете военнопленных в Херлезхаузене и далее с немецкой точностью указаны имена дочери и жены, место рождения, воинское звание.

Возникло множество вопросов. В результате поисков через Красный Крест удалось получить некоторые сведения, на материале которых основано мое повествование. Имя отца занесено в кадастровые списки захороненных на советском мемориальном кладбище администрации Херлезхаузена, которую возглавляет в настоящее время бюргомайстер г-н Шмидт Хельмут.

В этом городе сохранены давние традиции бережного отношения к захоронениям, и во многом это связано с именем Карла Фера (мэра города с 1924 по 1945 и с 1948 по 1956 гг.) Вот что рассказал об этом Гельмут Шмидт: "Советские военнопленные были почти во всей Германии похоронены безымянными на окраинах кладбищ или за пределами лагерей. Они разделили судьбу многих, кого человеконенавистническая идеология нацистского режима рассматривала как неполноценных, и даже с мертвыми обходилась недостойно. Мэр Фер остался непреклонен, несмотря на то, что для него это было небезопасно, и требовал от лагерного врача свидетельства о смерти в соответствии с законом. Не правда ли мужественная и достойная восхищения не только по сегодняшним меркам позиция? Карл Фер был единственным мэром Германии, который так поступал.

Уже после его смерти, в сентябре 1959 г., состоялось открытие и освящение нового кладбища в Херлезхаузене, туда были перенесены останки советских военнопленных из близлежащих мест. На кладбище покоится прах 1593 советских воинов, умерших в лагере в 1942-1945 гг.”   Удивительно, что жители Германии бережно хранят информацию о тех, с кем воевали их предки, собирают по крупицам сведения о совершенно чужих им людях.

Из указанного источника стало известно, что этот лагерь был специально создан для больных, по сути, их привозили сюда умирать и редко, кто находился там дольше нескольких месяцев. Большинство гибли от туберкулеза. Им оказывалась минимальная медицинская помощь, кто мог, продолжал работать на строительстве дороги. Снабжение продуктами резко ухудшилось после прихода 2 апреля 1945 г. американских войск. Заключенные были вынуждены сами искать пути спасения.

Я глубоко убеждена, что поиск пропавших без вести должен стать общенародным делом, как и уход за могилами даже незнакомых людей, организовав на это нашу молодежь. Только в таком случае мы - внуки и правнуки солдат Второй мировой в день Великой Победы сможем, не испытывая стыда, глядеть в глаза ветеранов, их жен и детей.

С. Локоткова.

О материале
Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter!

Теги: 9 Мая, ВОВ, безымянный солдат
Об авторе
avatar

Реклама

Торецкий автобазар

Недвижимость Торецка

Работа в Торецке

Реклама