Жить в рабстве не остались (11 апреля - Международный день освобождения узников фашистских лагерей)

12.04.2011
1370
0

Людское горе, переживаемое народами Японии и Ливии, всколыхнуло в памяти людей старшего поколения воспоминания о пережитом во время войны с немецко-фашистскими захватчиками.

Бои 1942-1943 гг. были особенно ожесточенными. Германское руководство, убедившись, что молниеносной победы над СССР не одержать, приняло решение о тотальной мобилизации, чтобы восполнять свои потери людской силы на восточном фронте. Их заводы, фабрики, сельское хозяйство требовали  рабочих рук, которых в этой связи заметно поуменьшилось. Тогда-то и начался интенсивный угон советских людей в Германию.

Происходило это в разных уголках Украины приблизительно по одной схеме. 19-летнюю Марию Грицанок с Гомельской области, Войтенко Шуру 16-и лет и 17-летнего Цилюрика Алексея с Полтавской обл., 22-летнюю Веру Горобец с села Петровка и 14-летнюю Ульяну Дручевскую с Екатериновки Сталинской обл. постигла на заре их молодости одинаковая участь - их угнали на чужбину, в самое логово врага.

85-летняя Александра Семеновна, ныне Дробязина, вспоминая те события, рассказывает: «Прослышав о предстоящем рабстве, мы прятались в лесах, но немецкие овчарки и космополиты-полицаи вылавливали нас, формировали группами, заталкивали в вагоны и потом много суток без всяких удобств и пищи ехали в неизвестность. А позади остались цветущие сады Украины, руины от бомбежек, родные и близкие. И только очутившись в Австрии, всех доехавших выстроили на перроне, как на невольничьем рынке».

Молодая, с прекрасными косами, юная украинка приглянулась одной из хозяек. Она взяла ее для выполнения сельхозработ, т.к. имела 4 га угодий. Отношения не складывались: не могла Шура терпеть к себе барского отношения, как к рабыне. Хозяйка, показывая свою ненависть и власть, таскала девушку за косы, хотела даже отравить, но «рабыня» умудрилась сбежать на биржу, откуда была направлена на фабрику «Электровольт». Там тоже было несладко, но веру в победу над фашистами не теряла, и надо было выжить.

Чернорабочей у хозяина в с. Вельдово в далекой Германии дождалась победного 1945 г. Вера Васильевна (ныне Деканенко). Трудолюбивая, энергичная девушка выполняла всю трудоемкую работу, терпела, как могла все унижения… и выжила.

На заводе «Тегель» в Берлине круглосуточно вместе с другими детьми и взрослыми была вынуждена вручную напильником обтачивать всевозможные металлические детали Дручевская (позже Бородина) Ульяна. Немцы-надзиратели зорко следили за дисциплиной и качеством работы. Провинившихся отправляли в концлагеря для перевоспитания. «Исправившихся» вновь возвращали на работу.

В свои юношеские годы пришлось поработать на хозяина и Грицанок (Присакарь) Марии. Рожденная и воспитанная в крестьянской семье, девушка умела хорошо выполнять любое задание на сельхоз работах, шефствуя над двумя подружками, угнанными в Германию из Белоруссии. Хозяйка не била и даже покупала для них кое-что из одежды. Но все ждали победы. В 1945 г. их освободили англичане, и уже через две недели они были отправлены домой - молитва дошла до Бога.

Как сейчас помнит свой путь в Неметчину Цилюрик Алексей Иванович. Когда позади осталась родная полтавская земля, через Киев был взят курс на Польшу в Люблин, затем на Дрезден в Германию, конечная станция - Познань, фабрика «Бергнер Вайзер», где до самого освобождения американцами работал красильщиком, потом  был передан советским войскам. В рядах советской армии прослужил с 1945г. по 1950г., в звании сержанта демобилизовался. Работал и шофером, и на коксохимзаводе, потом на ш. № 12-«бис», откуда в 1975г. вышел на пенсию.

Если обобщить воспоминания людей, которые не по своей воле побывали во время войны в Германии, можно сказать, что простой немецкий народ, рабочий люд относился к ним неплохо, а те, кто рангом повыше, - поддерживали фашистскую идеологию; «за время работы в Германии оплеух нахватались достаточно», постоянно чувствовали себя униженными; всегда хотелось на родину, была твердая уверенность в правоте своей державы, ее непобедимости. Никаких раздумий о том, чтобы остаться на чужбине, не было. Надо было, как можно скорее вернуться на родину, строить свои семьи и дома, восстанавливать так нужный стране Донбасс, с которым крепко связали свои судьбы. Женились и выходили замуж, растили детей, работали и занимались общественной деятельностью.

Так Алексей Иванович бессменно более 30 лет был председателем участкового комитета № 5 (р-н ш. «Новодзержинская»), возглавляя работу председателей уличных комитетов на территории, куда входят около 100 улиц и переулков. Ежедневно на велосипеде или пешком обходил их все, чтобы помирить поссорившихся соседей, призвать к порядку нарушителей общественного спокойствия, оштрафовать нерадивых грязнуль, поощрить лучших хозяев дворов и улиц, где было не только чисто, но и красиво. Да и сейчас в свои 86 лет Алексей Иванович, уважаемый на поселке человек: с ним советуются люди, он приходит на прием к городским властям, чтобы похлопотать о решении той или иной проблемы, возникшей у людей.

Позади большая жизнь, наполненная трудом, радостями и невзгодами, но все же полная веры, что будут изменения к лучшему, если каждый человек в отдельности и вместе мы активно будем наводить порядок в своем доме и около него, в местах общественного пользования, на улицах и скверах, станем добрее друг к другу и создадим нетерпимые условия для людей нечистоплотных  как в своих помыслах, так и делах.
 

С. ЛОКОТКОВА.
Зам. председателя совета ветеранов 
 ВОВ и труда ш. "Новодзержинская».

 

О материале
Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter!

Теги: ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА, фашизм, концлагерь
Об авторе
avatar

Реклама

Торецкий автобазар

Недвижимость Торецка

Работа в Торецке

Реклама