НИКОЛАЙ ГРИНЕВ: «МЫ НЕ В СКАЗКАХ ШАХЕРЕЗАДЫ, И ЯНУКОВИЧ – НЕ ФАКИР»

23.04.2011
3430
0

ПОДГОТОВЛЕНА К ВЫХОДУ В СВЕТ ОЧЕРЕДНАЯ КНИГА ЗНАТНОГО ШАХТЕРА, ГЕРОЯ УКРАИНЫ, ПОЧЕТНОГО ГРАЖДАНИНА ГОРОДА ДЗЕРЖИНСКА НИКОЛАЯ ГРИНЕВА

Предваряя публикацию отдельных ее глав, редакция «Голоса Донбасса» обратилась к автору с просьбой ответить на некоторые вопросы, связанные с жизнью и работой Николая Герасимовича, а также с общей ситуацией в стране.

- Николай Герасимович, с Ваших слов из коротенькой творческой биографии, предпосланной книге, Вы более 30 лет проработали забойщиком на крутопадающих угольных пластах. О том, как вкалывал Николай Гринев, говорят, как Вы пишете: «…приклеившиеся (к забойщику) прозвища  от «Камикадзе» до «Человек-комбайн». И далее: «07.07.2008 г. Гринев отправил документы на регистрацию своих трудовых достижений в Книгу рекордов Украины. Как Вы далее пишите: «За время работы забойщиком, Вы ежедневно  выполняли по две с лишним нормы и выдали на-гора, как минимум, 55 700 т угля».  Ваш рекорд до сих пор остается не перекрытым. Как отреагировали на Вашу заявку в Киеве?

Понимаете, Вахтанг Амиранович, я вообще-то уже успокоился со своим рекордом, потому как знаю, в какой стране живу, хотя, конечно, несколько… струнки в душе играют.

07.07.2008 года я отправил документы (даты, цифры, подписи, печати) на регистрацию своего рекорда в «Книгу рекордов Украины». Судя по представленным фактам, это действительно рекорд! Ведь не известен ещё истории случай, чтобы землянин добывал уголь отбойным молотком, в течение более 24 (двадцати четырёх) лет, давая, ежедневно в среднем по 2 с лишним нормы. Неизвестен, оттого что даже железные комбайны не служат так долго своему делу – они стареют, ломаются, и их отправляют в утиль, т. е. на переплавку. А я – человек! Выходит, – простой донецкий парень сделал невозможное: сжал отпущенное Природой ему время в государственном пространстве.

У нас, на крутом падении, ведь принято считать – есть забойщик, значит, есть 1 000 тонн в год. Получается, чтобы рядовому шахтёру (не обижайтесь) нарубать такое количество угля, нужно отработать 55 лет на отбойном молотке. Реально? Разумеется, нет.

Сегодня, вспоминая былых коллег, горизонты, пласты, сотни «дней повышенной добычи», задаю себе вопрос: «Рекорды и жизнь Героя, не продолжение ли это категории философии – количество и качество?».

Цифра (я повторюсь) документально подтверждена, но это, не считая, как всегда, убежавших «коней» в чужое стадо, снижение тарифов, и т. д. Мой земляк, горный инженер, отработавший 10 лет на отбойном молотке, после заметки в местной газете, опубликовал статью, в которой указал на мои просчёты: зольность, подрывка боковых пород, «пятое-десятое»; технически обосновал свою мысль, и мои тонны выросли до 89 тысяч. Это количество.

Но в том то и дело, что, вероятно, моему рекорду мешает ярлык, в виде имени прилагательного «донецкий»! Других у меня нет объяснений. Могу, при желании, привести пример, когда еще один донецкий парень, в течение 20 лет, имея в кармане диплом российского профессора, был удостоен звания украинского профессора лишь с последней сменой власти. Этот человек далек от политики, его мир окружен формулами, цифрами, открытиями (кстати, полезными), но ему, очевидно, тоже… ярлык мешал.

Август 1987 год. Николай Гринёв. "Пугачёвка" никогда не была подарком...


В 2009 году пришлось лично наблюдать, как очередной кусок еды (каравай) зарегистрировали на Сорочинской ярмарке. И, как по этому поводу, раздавались искусственные улыбки при громогласном объявлении: «Есть в Украине новый рекорд!». А мой «донецкий» язык имел дерзость напомнить в вежливой форме представителю «Книги рекордов Украины» господину Игорю Подчибиюо своей заявке. На что был получен ответ: «Через пару дней обязательно получите ответ». Ждём-с до сих пор. Это качество.

В недалеком прошлом, мы все были свидетелями, как ставились рекорды с бутербродами из черного хлеба и сала (мух, между прочим, никто с этого рекорда не сгонял), наверное, чтобы, меньше всех живущие на свете, зимбабвийцы давились слюной. А лишний раз объявить миру о том, что есть в Украине «железные хлопцы» Донбасса, о том, что есть уголь, и есть перспективы развития угольной промышленности, при должном подходе правительства, значит, нельзя – они же «донецкие». Поэтому и катятся украинские рекорды по наезженной колее, протоптанной М. М. Поплавским: сало, борщ, вареники… А любителей нашармака, особенно,  покушать, в нашей стране всегда хватало.

- С Вашим творчеством читатели газеты знакомы с 2009 года, после публикации серии рассказов. Их герои – шахтеры. Автор хорошо владеет пером. Откройте секрет, Вы что, окончили литературный институт, либо писательский труд – Ваше хобби?

Не вы – первый задаете подобный  вопрос; и порой мне, кажется, – я сам не знаю ответа. В 2004 году оставил работу забойщика; в этом же году журналистка газеты «Акцент» Бронникова Л. В., ранее ознакомившаяся с моим дневником, предложила мне начать писать сатирические рассказы. И вот однажды, зимним вечером, начал… Получилось. Понравилось. Следуя совету брата, обратился в редакцию «Вечерки». Журналист прочитал, удовлетворенно кивнул – хорошо, затем, почему-то спросил о специальном образовании, получив отрицательный ответ, изменился в лице, а я ушел не солоно хлебавши. Через год меня печатали в журнале «Донбасс», в «Акценте»; и также были рассказы, эти мои малые дети, которых чужая рука безжалостно выхолостила, по причине размера. Оказалось, что новая боль не идёт ни в какое сравнение с шахтёрскими травмами – раньше заживало быстрее. Это сейчас я вспоминаю то время с улыбкой – другой уровень, заоблачная мечта любого творца «нетленок» – издаться любым способом, и подержать свое творение в руках; и чем быстрее, тем скорее возрадуются семья и друзья.

Я не называю себя писателем – это слишком громко. Но на новом поприще действительно приходится вновь «пахать», и здесь тоже есть определенные границы морали, и в то же время – это труд, тяжелый (до слипания век), и не всегда… благодарный. Зная, что в человеческой речи – слов много, все-таки не хотелось задумываться о том, что люди их переставляют по-разному, и чаще себе на корысть, чем во благо ближнему.

И, конечно, я признателен «Голосу Донбасса», с помощью которого мои «нетленки» (короткий смех) перешагнули границы Донецкой области.

Гринёв Н. Г. и Абуладзе В. А. Львов, 04.06.2012.


- Какова судьба второй книги, посвященной г. Дзержинску и дзержинцам, вышла ли она «в свет»?

Во второй части «Неизвестного Дзержинска» продолжаю освещать малоизвестную сторону жизни земляков во время оккупационного периода города, а также боевой путь некоторых из них. Времени катастрофически не хватает. В шахте проще – в «сутки» остался бы – работа сделана, по выезду – баня, дома – ужин, теплая постель… Сейчас нужно обработать еще три материала, взять, несколько интервью, каждое состоящее из нескольких часов диктофонной записи, которые, в свою очередь, необходимо отразить на бумаге, превращая в художественный  текст. Если ветеран прошел огненными дорогами сороковых годов, то приходится восстанавливать его боевой путь с помощью Интернета, отслеживая места дисклокации и операций воинских подразделений; и таким образом, на всякий случай, обязательно проверяется качество чужой человеческой памяти. У меня, как и у сапера, нет права на ошибку. Исходя из этих критериев, мне пришлось заново переделывать часть готовых текстов.

В обстановке непрекращающейся фашизации украинского общества и преднамеренной фальсификации истории Великой Отечественной войны (тем более накануне скорбной даты – 22 июня 2011 г.) будет нелишне напомнить о том сложном, трагическом этапе из истории нашей страны, на примере небольшого шахтерского городка.

Я – человек несуеверный; но и не знаю: принято ли до окончания работы объявлять название книги? Мне видится «Попытка. Одиннадцать историй».

Почему именно «Попытка…»?

Появилась на свет «ПЕРВАЯ ИСТОРИЯ. О ВЕЛОСИПЕДАХ» (хотя поначалу по счету была шестой), в муках и чудовищных открытиях, кричащих о белых пятнах истории. Воедино собранные факты не только удивляют, но и несколько шокируют своей откровенностью и цифрами. Считаю, что проделал хорошую работу. И я обязательно  вас с ней ознакомлю.

- Николай Герасимович, журналистам старшего поколения хорошо известны имена советских мастеров политического памфлета: Генриха Боровика, Юрия Жукова, Леонида Овчинникова, Валентина Цветкова и др. Правда, писательскую стезю они успешно совмещали в центральных СМИ политических обозревателей Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Персонажи «Искушение бесом» легко узнаваемы. Автор беспощаден в своих суждениях, оценках как нашего недалекого  прошлого, так и по отношению к тем, кто стоял во главе т. н. «помаранчевої революции». На дворе 2011 год. У власти – другие люди. Не кажется ли Вам, что и сегодня книга не потеряла свою актуальность?

Куба, Гавана, Фидель Кастро – незамысловатые слова, часто звучащие, всегда мне напоминают «Повесть о зеленой ящерице» Г. Боровика, описавшего отдельные эпизоды борьбы кубинского народа за свое будущее. А при первом взгляде, допустим, на памятник Тарасу Григорьевичу, передо мной встает ряд моих персонажей, ныне здравствующих. К сожалению, настоящие герои «Кобзаря» – бессмертны; видимо, моих – тоже ждет такая судьба. Прошло почти два века со времен Т. Шевченко, уже, казалось, жизнь вокруг кардинально изменилась: Космос освоили, но вдруг веру в человека донельзя извратили, и мораль общества не стоит на месте – продолжает падать. И как итог подобных превращений – жажда власти, денег, довлеет над остальными человеческими чувствами.

Спросить: «Кто виноват?» – не у кого. Можно ли сейчас найти виновного в наших бедах? Разве что – стрелочника, в недоумении разводящего руками. Потому что мультяшные персонажи Том и Джерри давным-давно проделали огромный уникальный труд по переделке сознания первого послеперестроечного поколения маленьких славян. Неповторимость этой работы заключается в том, что мы сами перевоспитали своих детей, перестраивая их под чужую идеологию; и за личные деньги сделали то, над чем десятилетиями тщетно бились определенные службы Запада, вкладывая многомиллиардные суммы в попытки изменить наш образ существования.

Вы правы: и персонажи мои легко узнаются, да и особо я их не пытался завуалировать. С ними, словно при работе с красками, разными по составу: ты пытаешься, слой наложить, а она, окаянная, стекает, не хочет смешиваться, а время не ждет, солнце садится… Сравнение довольно схоже с нашим политикумом.

- Десятки миллионов наших сограждан на прошлых Президентских выборах отдали голоса Виктору Федоровичу Януковичу. Как бы Вы охарактеризовали итоги первого года его правления в должности Президента  независимой  Украины?

С точки зрения обывателя и горлопана, оценивая по пятибалльной системе, то двойка.

Как прагматик, коим являюсь и я, – положительно, хотя достаточно и плюсов, и минусов. Мы находимся не в сказках Шахерезады, и Янукович – не факир. Можно войти в горящую избу, и т. д., но нельзя бесконечно «доить» нищее государство, остановившееся в шаге от пропасти. Не бывает так в жизни, что все и сразу появится на  блюдечке с золотой каемочкой. Работать нужно всегда и на всех уровнях, но, считаю, под жестким контролем – мораль хромает. Да, обещали «покращення», ну, знали, что воруют, но не до такой же степени, чтобы довести богатейшую страну до нищенского существования.

Обычно во всех странах, после выборов, вчерашние конкуренты жмут друг другу руки, проигравшие поздравляют победителей, все вместе засучивают рукава и начинают работать. Однако в Украине звучат непонятные призывы… Ю. Тимошенко заявила, мол, я буду вести войну до победного конца. А созидать, когда начнем? Или бегать наперегонки, стараясь успеть первой к разгрузке вакцины – гораздо легче, чем строить дороги, мосты, и так далее?..

- Не огорчают ли Вас скромные тиражи книг, выходящих из-под пера  Николая Гринева, Вы состоите в Союзе писателей Украины?

Вы нанесли удар ниже пояса. Шутка. С одной стороны, чтобы иметь тиражи, для этого необходимо иметь «имя». С другой стороны, развивая «померанчевую» тему, я на ней зациклился, пытаясь с помощью естественного раздражителя – смеха, помочь выборам.

К сожалению, общаясь со многими народными депутатами, я не смог никого заинтересовать этой идеей, которая должна была бы интенсивно работать на будущие выборы, рассказывая о труде и быте шахтёров Донбасса.

Мне хотелось, чтобы на Украине (на правой стороне Днепра) наконец-то поняли, что шахтеры – такие же люди, как и остальной народ страны; они из такого же «теста», и точно также встречают праздники, иногда – с горькой чашей в руках…

Считаю, что так про Ю. В. Тимошенко, бывшего Гаранта и их «любых друзив» еще никто ничего подобного не писал. Чего стоит только одна моя версия происхождения «Мохнатого сердечка» – символа БЮТ. Смешно? Смешно. Отчего тогда нельзя использовать эти ядовитые тексты в борьбе с «померанчевым» явлением? Не против населения западных областей, а именно – явления.

Мы ежедневно должны, просто обязаны размышлять о последующих выборах, о тех наших преемниках, кто придет после нас, но уже на подготовленную почву. И думать о будущем страны, и, прежде всего, Донбасса, нужно ежечасно, ежеминутно, и все мы, сознательные граждане, патриоты своего региона, обязаны и ложиться в постель, и вставать утром с этой единственной мыслью.

По этой причине было потеряно огромное количество времени, и как итог – цепная реакция всего  моего творчества. Наверно, плохо, когда человек пишет лишь для собственного стола, а над тем, кто мыслит иначе, постоянно висит Дамоклов меч проблемы издательства. Я тоже грезил, где-то витал, а потом мне на глаза попалась история А. Куркова. Он в течение 15 (!) лет рассылал рукописи в 620 издательств. Сегодня он известен за границей больше, чем на просторах бывшего СССР.

Союз писателей Украины? Да, вне сомнений, престижно, как для личности, начавшей новую жизнь, так и для своего города, но после «Книги рекордов Украины» у меня несколько остыло желание стучаться в чужие двери. Ситуация напоминает шутку в молодости. Собирается компания. Еще не все гости собрались. Пишем записку, и прикрепляем ее к двери (снаружи). Слышим шаги. Гость остановился, читает: «Прежде, чем нажать кнопку звонка, подумай, а нужен ли ты здесь?». Смеются те, кто за дверью, а гость растерян…

- В 2008 году забойщики ГП «Дзержинскуголь» завоевали почетное право стать обладателями Переходящего кубка им. Героя Социалистического Труда Алексея Стаханова, учрежденного редакцией газеты «Голос Донбасса». Почему эту награду не удалось удержать Вашим землякам в 2010 году и уступить ее?

Объективные причины: отсутствие новых лав, удаленность забоев, износ оборудования (в какой жаре пришлось работать старым компрессорам), возможно, в какой-то степени человеческий фактор. Не забывайте, что горняки ГП «Дзержинскуголь» живут и трудятся в городе, носящего (хотим мы этого, или нет) имя человека, которого звали Железный Феликс. Я напомнил этот факт истории к тому, что у большинства шахтеров Дзержинска – характер из железа. Нельзя все время выигрывать – можно судей заподозрить в некомпетентности…

- Назовите Ваших добровольных помощников, помогающих Вам издавать книги. Наверняка, в числе первых читателей  и  Ваша жена?

Безусловно, на первом месте находится жена Наталья Николаевна. Ее мнение, прежде всего, как соратника, очень дорого. И никто не сможет справедливее оценить, чем она. С главредом можно договориться, с ней – нет. В этом году исполняется 20 лет совместной жизни, как живу под одной крышей с таким ярым критиком. У нее получаются стихи, и довольно неплохие, но, большей частью, грустные; уговорить продолжать писать – у меня не получается. И хотя иногда мои истории заканчиваются печально, и она против подобного эпилога, но здесь уже я на коне. Иногда в спешке начинаю выдавать «на-гора» по два с лишним десятка страниц: «Нужно торопиться! Непременно надо успеть!». И тогда время от времени из соседней комнаты будет раздаваться голос нещадно эксплуатируемой жены: «Готово! Что еще печатать?». В подобные дни аврала ее помощь неоценима.

Есть еще у меня один друг, но сегодня мы с ним редко встречаемся. Это очень хороший, добрый и задушевный человек. Его имя – Ожегов Сергей Иванович…

- Николай Герасимович, Вы подписываете газету «Голос Донбасса». Скажите, что ей мешает быть ближе к читателю?

Быть более откровенным. Но откровенность – это палка о двух концах.

- Если можно – несколько слов о Ваших ближайших творческих планах?

В начале третьей декады марта будет издана  четвертая книга – повесть-аллегория «СКАЗ О ТОМ, КАК ПОРА НА РУСЬ ПРИШЛА». Следующий на очереди сборник рассказов о людях простых и разных «ПОТОМКИ СЫНОВЕЙ ЛЕОПАРДА, ИЛИ CITY OF FOOLS». Для шестого сборника «СТРАНА ПРЕБЫВАНИЯ» никак не допишу не достающие два рассказа, причина банальна – время.

Об окончании человеческой жизни знаю не понаслышке, поэтому мне есть о чем рассказать искушённому читателю.

Несколько интересных вещей лежат в черновиках – сил набираются, когда- нибудь… Увы, нет избушки в Переделкино, где тишь и благодать…

 ГОЛОС ДОНБАССА, №12 (933) 24 марта 2011 г.

О материале
Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter!

Теги:
Об авторе
avatar

Реклама

Торецкий автобазар

Недвижимость Торецка

Работа в Торецке

Реклама