Весна 45-го!

29.04.2011
2938
0
Весна 45-го года!
Наш клуб «Аты-баты» - это клуб по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, созданный при общественной организации «Экология и Социальная защита».
Мы изучаем историю нашего города Дзержинска, историю жизни наших дедов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Читая книги о войне, особенно в поэзии, мы часто встречали выражение «Весна 45-го года!», «Весна Победы!».
Из истории знаем, что человечество потеряло более 20 млн. человек в этой войне. А Земля, что потеряла она за эти долгие пять лет войны?
После взрывов и бомбежек, заезженная танками и машинами, сожженная, истоптанная сапогами и залитая кровью солдат, какие мучения и что приняла на себя наша Земля?
Чтобы дать ответы на эти вопросы и понять о масштабах потерь - нам надо было увидеть своими глазами весну сегодняшнего дня – «Весну 2011 года!», так мы решили начать празднование Дня Земли.
Моросил мелкий дождь, было пасмурно и это многих удержало дома. Но четверо смелых ребят: Кайда Даниил, Ткачук Евгения и ее брат Женя, Немков Никита, все-таки, приняли решение идти в поход. Нас провожала бабушка Жени – были переживания, предостережения, доппаек из шоколада и напутствия. Настроение было боевым.
У нас была еще одна цель похода - из книги «Неизвестный Дзержинск» (автор Гринев Н.)мы узнали, что в поселке Ленинское (ранее Чигари, Южная), семья Грецкого Ивана, во время войны, прятала у себя в хлеву, сделанного из природного камня, наших партизан и молодежь от угона на работы в Германию. И мы хотели сами убедиться - есть ли такое место и правду ли пишут нам историки.
Наше исследование началось.
До центра пос.Ленинское мы доехали на маршрутке, но дальше нужно было идти пешком. В самом центре мы увидели ухоженный памятник воинам – освободителям, которые погибли при освобождении пос. Ленинское 04 сентября 1943 года, их похоронено 10 человек (гласит плита), но известны имена только троих солдат. Значит, душа еще 7 матерей, если они живы, страдает от неизвестности.
Из книги «Наш Дзержинск»(автор Савченко В.И.) мы знаем, что ш.Южная была затоплена партизанами, чтобы фашисты не смогли добывать уголь, но после войны, ее восстанавливали военнопленные, в т.ч. и немцы, привезенные на ш. Южную. Многие из них были раненными, не мало их умерло и похоронены безызвестными на поле, за бараком (мы были на месте захоронения, но это отдельная история).
Мы нашли здание, которое когда-то было построено как барак для военнопленных, потом в нем была школа 4-х летка, потом оказывались бытовые услуги жителям поселка. На сегодняшний день от здания остались только голые стены и мы видим, что они из природного камня- песчаника, что подтверждает их давность. Виденное впечатляет, прошло 65 лет после войны, а у нас поселки, как после бомбежки. Разрушенные, разбитые дома, неухоженные улицы: видно, что жизнь ограничена маленьким «пяточком» цивилизации. Шагнул за границу этого «пятачка» – ты в стране запустения.
Увиденное заставляет задуматься - может ли природа существовать без человека, а человек без природы, и в чем же гармоничность взаимоотношений? Одни вопросы и на них каждый должен дать ответ лично.
Нам нужна была карта этой местности и нужна была помощь специалистов. Мы нашли таких в маркшейдерском отделе шахты. Главный геолог и маркшейдер шахты не только помогли нам с картой, но и дали нам мастер-класс по определению наших залежей-песчаников. Главный геолог Глянцева Екатерина Александровна, как только брала в руки камень, сразу же откусывала кусочек зубами и сообщала нам: сидирит, пирит, песчаник с вкраплением слюды, солончак - кислый. Ребята взяли опыт на вооружение и все камни нами были в дальнейшем, в прямом смысле, опробованы профессионально.
Без чая с блинами нас не отпустили. Мы приятно удивили «южан» желанием узнать новое о своем крае, своими рассказами о чигарских событиях тех лет.
В ответ (здание шахтной конторы послевоенное и оборудование то же) нас познакомили с инженерной раритетной техникой, картограф Прудникова Елена и участковый маркшейдер Микитюк Виктория рассказали и показали нам, как рождается новая карта. Уходили мы вдохновленными и отяжеленными, т.к. нам дали в подарок образцы камней, выданных на-гора из глубин земли (это нас вдохновило заняться созданием своего музея).
Черта «пяточка» цивилизации закончилась - мы вступили в зону «отходов быта», как назвали ее ребята. Здесь царили несанкционированные свалки, заросли и дикая вонь от ручья с шахтной водой. Все явно ощутили влияние на природу «необузданного экокультурой» комфорта.
Нам нужно было углубиться дальше, чтобы увидеть нашу Весну.
Вскоре жилые дома и зона «отходов быта» закончились, и мы увидели зеленеющие яркой травой поляны, это были огороды, заброшенные после отселения людей.
По обочинам дороги мы увидели первые цветы: пролески, молоденькие всходы молочая и купальницы, крокус, пожарки и нежную фиалку. Мы все очень обрадовались, как драгоценностям, началась фотосессия.
Спустились к ручью. Через 500 м шахтная вода очистилась от видимых примесей и была уже прозрачна, ручеек нежно журчал. На поле было несколько муравейников - но муравьи еще спали – мы им не мешали. Навозные жуки успели уже открыть свои норки и не боялись дождя. Мы любовались этой красотой и слушали голос открывшегося нам луга.
Мы шли к своей цели - найти дом Грецкого Ивана и найти место – схованку для партизан. Идти надо было опустевшими улицами, заброшенными садами. На горизонте виднелся еще один призрак цивилизации - «скелет ртутного завода». Не знаем как сейчас, но со слов местных жителей, ртуть, после закрытия завода, южнянские мальчишки ездили на велосипедах и набирали бутылками.
Проходя по бугру, мы увидели большое поле с засохшим ковылем, решили придти сюда, когда он вновь заколосится.
По этому бугру в 1941-1943 годах на мотоциклах ездили гитлеровцы в дом к Грецкому Ивану, так как он был хорошим хозяином, имел скот и птицу, имел свое поле и свою пасеку. Фашистам и местным полицаям было чем поживиться у него.
С этого бугра открывалась панорама чигарского ставка и ш. Гагарина, далеко было видно Горловку. Мы стали спускаться к дому Грецкого Ивана. Дорога была обрывистой и каменистой, мы убедились сами, что почва у нас не однородная. Ребята, как специалисты, начали пробовать на зуб камни песчаника.
Волнение нарастало. Идти дорогой, по которой ходила неожиданная смерть, ведь каждый немец таил в себе опасность для местных жителей.В период фашистской оккупации города былит расстрелеы и повешены более 100 мирных жителей, а судьбы 150 человек, арестованных немцами до сих пор не установлены(данные из книги В.Савченко «Наш Дзержинск»)
Прошли дамбу, от водоема осталось только дно, но видно, что вода была быстрой, т.к. берега дамбы сильно размыты и очень крутые.
Вокруг, прямо у дороги, цвели все те же фиалки и «петушки розовые» (мы не знали их правильного названия), пролески, крокус, пробилась хохлатка, купальница и рябчик. Пели песни синички и воробьи. От деревенской размеренности, криков петуха и пробуждающейся природы кружилась голова.
Мы подошли к месту назначения – перед нами стоял современный двухэтажный дом. На звонок вышла Вовренко Елена, хозяйка дома, который построен на месте усадьбы Грецкого Ивана.
Из воспоминаний дочери Грецкого Ивана - Зиненко Марии:
«…вернувшись домой всей семьей начали тайно рыть землянку. Землю по ночам выносили и высыпали в ручей, протекающий рядом с двором. Хороший появился схрон - вместительный и незаметный, с обшитыми стенами и укрепленным потолком. Попасть в него можно было только по хитрой схеме - через стог сена…Сено косилось рядом: в степи и в балке с отличными лужайками - только не ленись.
1-го ноября, в 12-00часов, мама забежала в дом и испуганно ойкнула: «Идут, окаянные!».
(из книги «Неизвестный Дзержинск» автор Гринев Н.).
Немецкое начальство приехало на двух мотоциклах, за ними пришли пешие солдаты. Проверили и перевернули весь дом, подворье, потыкали вилами сено и ушли. Так началась жизнь чигарских (так называли жителей поселка Ленинское) в немецкой оккупации. Впереди было еще 22 месяца тяжелых испытаний до освобождения города.
В построенной землянке иногда по- несколько дней жили незнакомые люди, подпольщики, молодежь, партизаны – все они доверяли Грецкому свои жизни.
Перед нами открылась следующая картина: в обрыве, как в скале, из природного камня выложены стены высотою метров в шесть и из бревен опора для крыши. Внутри, из природного камня полукругом выложена, как - бы, бойница, похожая на подземную тюрьму-темницу в Средней Азии - зиндан. Сколько жизней было спасено Грецким Иваном – никто не считал, но человеческий долг и призвание человека делать добрые дела мы уверены, он точно исполнил.
От дома, где проживала семья Грецких, а потом Зиненко М.И остался только разрушенный фундамент.
Сохранилось в саду несколько фруктовых деревьев, посаженных хозяином усадьбы.
Возле старой, с провисшей корой, огромной груши мы все вместе сфотографировались. Сад зарос сорняками, репейником, который цеплялся к нам, чтобы мы его сбросили подальше от этого места и он смог сменить место своего обитания.
Но, при этом, повсюду мы видели островки нам уже знакомых синих пролесок, крокуса и петушков, как и в тот далекий 1941-1943 год. Цветы, деревья, травы – они, как и человек, сохраняли свою жизнь, несмотря на все испытания.
Путешествие наше продолжалось, мы увидели черные, сожженные поля, деревья и Черный бугор, как будто война опять возвратилась на Чигарской ставок.
Войдя в балку- мы вошли в рай, прошли по дну бывшего устья ставка, как по суше. По бокам, на косогорах, Шумская балка распускала ВЕСНУ, все цветы, которые занесены в Красную книгу, выпрыгнули из-под старой листвы, заглядываясь на солнышко. Поляны усеяны цветами и благоуханием. Тишину нарушали только наши возгласы восторга от увиденной красоты! Мы очень осторожно обходили цветы и даже не сорвали ни одного, чтоб не нарушить гармонию красоты.
Земля вокруг нас цвела, земля исполняла свой закон – размножалась по роду своего семени.
Мы устали, но были счастливы и наметили маршрут нового похода. Хотя очень хочется возвратиться назад, так как через неделю все цветы распустятся и, если будет тепло, появятся всякие «букашки и мурашки».
Ребята сделали вывод: жизнь обычная может быть злой и доброй - все зависит от собственного выбора; окружать тебя могут цветы или сожженные поля и мусор- все зависит от собственного выбора, принятого решения и правильного действия.
Памятка: полевые цветы никогда не рвать, траву не палить, птиц только слушать, быть самому в этом примером и призывать других охранять то, что уже имеем в дар от природы.
Потому что без цветов, без пения птиц, без зеленых лугов к нам никогда не придет НАСТОЯЩАЯ ПЕРВАЯ ВЕСНА!
О материале
Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter!

Теги:
Об авторе
avatar

Реклама

Торецкий автобазар

Недвижимость Торецка

Работа в Торецке

Реклама