А. Я. Шолохов: “Своей профессией горжусь”

21.09.2012
2384
1

Почётное звание «Заслуженный машиностроитель Украины» присвоено директору ОП «Ремонтно-механический завод» ГП «Дзержинскуголь», депутату городского совета Анатолию Яковлевичу Шолохову. Это высокое признание его заслуг в должности директора ремонтно-механического завода, его таланта руководителя, 38-летнего опыта работы в машиностроительной отрасли, преданности любимому делу. Государственная награда добавилась к ведомственным, которыми   А. Я.  Шолохов был награждён ранее, – знакам «Шахтёрская слава» трёх степеней, «Шахтёрская доблесть» двух степеней. А ещё Анатолий Яковлевич заслужил не менее ценную награду - признание и уважение людей.

С человеком, много сделавшим в жизни и увлечённым своей профессией, говорить о его работе невероятно интересно.

- Анатолий Яковлевич, почему выбрали профессию машиностроителя, и как начинался Ваш путь в ней?

- Я, наверное, родился машиностроителем. С детства любил машинки собирать-разбирать, велосипеды ремонтировал. А если серьёзно, то выбрал профессию осознанно, после школы уехал из Дзержинска на Новокраматорский машиностроительный завод и устроился учеником токаря-расточника. Там уже окончательно понял, что такое машиностроитель. Мне повезло: мой наставник, имевший два трудовых ордена, по-настоящему видел во мне представителя будущего поколения машиностроителей, отдавал мне все свои знания. Я вскоре встал к станку, на котором обрабатывались детали весом 16 тонн. Через год, в 1971 году, поступил в Краматорский индустриальный институт. В вузе изучал не одну только теорию, имел хорошую практику на станках, таких же, как заводские, лишь габаритами поменьше, а также делал студенческие разработки, которые институту заказывал завод. Сумма заработка со стипендией равнялась зарплате рядового инженера. А деньги были нужны - родителей уже не было в живых, опереться не на кого. Помогали только старшие братья, оба горняки, но я не мог позволить себе долго пользоваться их поддержкой.

Направление получил на Урал - в Свердловск, на завод «Пневмостроймашина», один из трёх самых крупных в стране. Попал в КБ, где работало ещё четыре десятка инженеров-конструкторов.

- Вот это масштаб!

- Да, хорошая была практика. Но длилась всего пять месяцев – до армии, где мне тоже пригодилась моя профессия. В военкомат я сам пошёл. Уже был женат, жена училась курсом младше. Решил: пока она в Краматорске институт закончит, я в армии отслужу. Попал в железнодорожные войска, на строительство БАМа, рядовым. Была в нашей части подвижная механическая мастерская, такая машина со станками – сверлильным, фрезерным, токарным, на них я делал детали. Это летом, когда мы укладывали железнодорожное полотно через мосты. Зимой работа тяжелее была. После демобилизации - обратно на Урал, но остаться там уже не смог, посадил бронхи на морозе, и врачи рекомендовали юг. Служил ведь на полторы сотни километров восточнее Тынды, морозы минус 57. Техника импортная не выдерживала, бульдозеры, экскаваторы, подъёмные краны работали только в тёплый период. Самосвалы зимой в гараж ставили, не заглушая моторов, иначе их уже не завести, поэтому двигатели приходилось менять каждые три месяца. А мы жили в палатках, грелись работой, разбивая мёрзлый грунт ломиками. В общем, после армии пришлось вернуться на родину, в посёлок Кирово. Но до дома немного не доехал, болезнь скрутила так, что попал в железнодорожную больницу Артёмовска. Через два месяца выписали, и устроился на Горловский машзавод имени Кирова мастером в цех.

- Других вакансий не было?

- Были, но мастеров на заводе не хватало, и я пошёл мастером. Считаю, мастер – великая работа. Постоянно в гуще производства, в непосредственном контакте с людьми, близко ко всем их радостям и бедам, как в одной семье. Нужно вникать не только в профессию, но и кто чем живёт. И вообще, «мастер» - звучит, по-моему, очень неплохо!

В бригаде у меня было пятнадцать человек. Делали мы комбайны для угольной промышленности, которые поставлялись в тридцать стран мира, очень хорошее оборудование выпускали. Жена взяла открепление с завода в Свердловске, куда вслед за мной распределилась, - и тоже на Горловский машзавод мастером. Может, всю жизнь там бы проработали, но жилищная проблема вернула домой. В Дзержинске в 1978 году только открылся завод станочных узлов. Я пришёл на новое производство мастером, и через четыре дня уже работал начальником цеха, впоследствии стал заместителем директора. Работа нравилась, карьера складывалась. Но в семье уже подрастало трое детей, а обещанную квартиру так и не давали. В 1985 году друзья позвали в Алчевск, на предприятие оборонного значения с трёхтысячным коллективом. Работал начальником бюро оперативного планирования, начальником цеха Коммунарского электромеханического завода. Производство интереснейшее - гальваника, выращивание кристаллов, изготовление печатных плат для военной техники, все виды станков, даже космические технологии использовались.

- Всё это не удержало от возвращения в Дзержинск…

- Ко мне в Алчевск приехали с просьбой возглавить ДЗСУ - завод в конце 80-х оказался в сложном положении, обидно, если бы город потерял это предприятие. Директором меня избирали. Были конкуренты, но коллектив поддержал меня. Завод нам удалось поднять, он заработал, и некоторые наши показатели были даже лучше, чем на Краматорском заводе имени Чубаря, филиалом которого мы были, тот в убыток работал, а мы с прибылью. Затем добились, что ДЗСУ обрёл самостоятельность. Выпускали товары народного потребления, узлы и детали для промышленности. Например, делали планшетный графопостроитель, предшественник современной компьютерной программы, который вычерчивал чертежи. Или блок электронного зажигания, позволяющий экономно использовать горючее. Для Харьковского завода выпускали электронные системы управления станков. У нас было много разработок, завод держался на плаву. Потом время всё перечеркнуло. Хотя, баллотируясь в мэры, оставил завод с выполнением.

- Как в то смутное время не побоялись ответственности за весь город?

- Меня уговорили. Да, мне досталось: веерные отключения электроэнергии, остановки котельных, пустой бюджет, задолженности по зарплатам. Но хотелось помогать жителям. Сейчас это стремление реализую в депутатской деятельности. Я в составе комиссии горсовета по промышленности, транспорту, связи и коммунальному хозяйству. Задачи серьёзные, сложные, но мы все работаем одной командой с депутатом облсовета Д.М. Житлёнком, нас поддерживают руководители всех предприятий города, поэтому вопросы решаются, многое удаётся, будь то изготовление оборудования для детских площадок, освещение посёлков, ремонт водоводов, дорог, уборка мусора. А меня в этих делах поддерживает коллектив РМЗ, который всегда возьмётся изготовить изделия из металла, выполнить необходимые работы. Приятно делать что-то для людей.

- Приятно видеть и результаты работы РМЗ, достигнутые под Вашим руководством…

- Когда в 2000 году я принял РМЗ, ситуация там была тяжёлая. Пять лет не выплачивалась зарплата, перебивались бартером. Предприятие нуждалось в технике, оборудование требовало ремонта. Много было проблем, поэтому около двух лет шло становление. Чтобы выполнить намеченное, в первую очередь надо было сплотить коллектив. Машиностроение - сверхколлективная отрасль. Если что-то удаётся на заводе, значит, над этим работает каждый. Лишь единицы не пошли с нами к цели и покинули завод, а большинство заводчан согласились работать на перспективу, коллектив стал настоящей командой. Вот уже 11 лет завод ежемесячно выполняет план. За 8 месяцев с начала 2012 года произведено товарной продукции на 105,3 процента, реализовано на 106 процентов. Растёт производительность труда, в этом году она повысилась на 6,5 процента. Заготовительный участок у нас работает на опережение, поэтому своевременно справляемся со срочными заказами. Центрально-заводскую лабораторию реанимировали, превратив в эффективное мобильное звено. В цехах появилось новое оборудование. Осваиваем новые виды продукции, недавно начали выпускать вентиляторы местного проветривания с пневматическим приводом, перекатные платформы и генераторы водяного аэрозоля. Они предназначены облегчить и обезопасить работу горняков, разработаны на нашем заводе, причём не только конструкторами, у нас каждый вносил свои идеи на своём отрезке работы.

Генеральный директор ГП «Дзержинскуголь» Д.М. Житлёнок с момента, когда возглавил госпредприятие, поддерживает нас во всём, помогает решать проблемы, обеспечивает завод заказами. Нам бы ещё оборудования нового современного приобрести, чтобы производство расширялось, - расточной станок, большой фрезерный, шлифовальный. Тогда могли бы освоить много новых видов продукции. Могли бы ремонтировать лебёдки в полном объёме – для этого нужен зуборезный станок. Но и сегодня наш завод - производство многопрофильное, способное выполнять множество задач.

А какие профессионалы у нас работают! Токари Виктор Иванович Стороженко, Александр Николаевич Кусов, инженер-конструктор Виктор Филиппович Лях, бригадиры Дмитрий Викторович Иванов, Сергей Леонидович Пятченко, Игорь Александрович Падалко, ведущий инженер по планированию Любовь Владимировна Барыгина, контролёр Светлана Викторовна Муха и многие другие. Новые кадры пришли хорошие: токари Виталий Школьников, Светлана Посунько, мой заместитель по производству Владимир Караваев. Молодёжи бы на завод больше, да численность трудящихся увеличить. Каждому работнику завода спасибо за его трудовой вклад в общее дело, хочу поздравить всех с Днём машиностроителя!

Приятно, что в команде заводчан мой средний сын Алексей, он тоже машиностроитель, несколько лет работает начальником механосборочного цеха. Когда старший сын Александр учился, а он программист, я надеялся, что он будет писать программы для станков. Такого оборудования у нас пока нет, но он при необходимости помогает заводу. И младший, Артём, по образованию машиностроитель. Сложилась династия.

Я не пожалел, что в машиностроители пошёл. Только от мысли, что были в стране мощные заводы, а теперь их нет, а главное, ушли те специалисты, иногда становится грустно. Делалось всё на перспективу, а теперь довольствуемся малым. Но и сейчас, я считаю, машиностроитель – это звучит гордо. Ведь сегодня ремонтировать изделия для шахт – значит куда больше, чем раньше. То, что делаем, служит горнякам, помогает им добывать уголь, мы тоже причастны к этому. Мне и коллективу это приносит большое удовлетворение. И если ощущаю запах металла, сожжённого резцом, значит, не зря день прожит.

Ирина Лазаренко.

О материале
Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter!

Теги:
Об авторе
1 Комментариев
avatar
1
...
avatar

Реклама

Торецкий автобазар

Недвижимость Торецка

Работа в Торецке

Реклама