Донбасс vs Рур: две большие разницы

21.06.2010
2248
1

Ни для кого не секрет, что в Донбассе очень остро стоит проблема депрессивных шахтерских городов и поселков. Небольшие урбанизированные населенные пункты, располагающиеся возле закрытых шахт, где некогда трудилось все местное население, превращаются в жалкие руины. Молодежь старается перебраться в крупные города, а шахтеры-пенсионеры спиваются от тоски и безысходности – отпечаток на людей наложил не только тяжелый многолетний труд, но и то, что привычный мир ушел в прошлое.

Можно очень долго говорить о том, что закрытие бесперспективных шахт – необходимость. Но при этом коллективам предприятий не предлагается никакой альтернативы – ни новых рабочих мест, ни решения социально-экономических задач. Ни одна власть из всех действовавших в Украине пока что не решила проблему, нависающую над Донбассом, как дамоклов меч.

Однако на сегодняшний день у шахтеров все же появилась надежда – команда Виктора Януковича намерена работать на повышение инвестиционной привлекательности Украины, власти Донетчины создают Агентство по привлечению инвестиций. Кроме того, регулярно работает комитет по экономическим реформам. У соратников Януковича может быть тысяча недостатков, кроме одного – если они задаются целью, то, как правило, добиваются желаемого. А это значит, что призрачный, на уровне робкой надежды, свет в конце тоннеля все же появился.

Однако находятся дельцы, которые уже сегодня предлагают старые-новые идеи, как вдохнуть вторую жизнь в депрессивные шахтерские города. «УРА-Информ.Донбасс» не так давно писало об утопическом проекте «Украинский техноленд», который должен превратить умирающий Юнокоммунаровск (Енакиево, Донецкая область) в туристическую Мекку.

Идейный вдохновитель проекта Константин Воробьев, известный как донецкий Остап Бендер, заверяет, что уже через два года, во время Евро-2012, первые туристы смогут опуститься в самую настоящую шахту на почти километровую глубину.

Эта идея не нова. Во всем мире развит промышленный туризм, и удивить искушенную западную публику достаточно проблематично. Нужна изюминка, которая бы манила туристов, подобно магниту. Изюминку Воробьев так и не предложил. Как он намерен использовать зарубежный опыт, тоже неизвестно. Поэтому постараемся помочь в изысканиях современному комбинатору и расскажем о том, как обреченный городок в немецком Руре стал популярным туристическим центром.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Так же, как и наш родной Донбасс, в свое время Рур пережил радость промышленного расцвета – в пору, когда здесь исправно выдавался на-гора уголь, выплавлялись миллионы тонн чугуна и стали. Теперь же в Германии металлургические центры работают на привозном сырье и в основном расположены в портовых городах, а Рур постигла системная широкомасштабная реструктуризация, которая началась намного раньше, чем так называемые преобразования в угольной отрасли в Украине после распада СССР. В общем-то, нашим чиновникам и изобретать ничего не было нужно – достаточно было перенять зарубежный опыт. Но, как известно, мы сначала делаем, а потом уже думаем…

Для Германии, как и для Украины, словосочетание «депрессивные шахтерские города» знакомо. Только если наши депрессивные шахтерские города и поселки представляют собой умирающие поселения, то прагматичные и, что самое главное, последовательные и умеющие просчитывать свои действия наперед немцы пошли другим путем.

Начиная с 50-х годов прошлого века, экономика Рура претерпела целый ряд серьезных изменений. Во-первых, власти не стали сохранять угледобывающую промышленность после всемирного угольного кризиса 1958 года и стального 1975-го. В настоящее время в Руре осталось всего 6 шахт и 3 завода по производству кокса. Их субсидирует государство.

За период с 1980 по 2002 годы исчезли около 500 тыс. рабочих мест в добывающей отрасли, в то время как в секторе услуг появилось более 300 тыс. новых рабочих мест. Лишь с опозданием стали развиваться новые индустриальные (авто- и машиностроение, электротехника, точная механика) и неиндустриальные (банковский сектор, информационные технологии) отрасли. Сказать, что в Руре нет проблем, нельзя – там по-прежнему самый высокий в Германии уровень безработицы. Однако безработица у нас и у них сильно отличаются…

Отметим лишь, что если в Донецкой области на площади более 26,5 тыс. кв. км проживают 4,5 млн человек, то население Рура, занимающего всего 4435 кв. км, составляет 5,3 млн человек. Они так и говорят о себе – «рурский котел».

Соответственно, на меньшей почти в шесть раз площади нужно занять на 18% больше человек. Согласитесь, задача достаточно сложная. Возможно, еще больше ее осложняет то, что на территории Рура проживают представители 140 национальностей. Это вам ничего не напоминает?

Однако мы сосредоточимся лишь на небольшой части Рура, а именно городке Эссене, занимающем всего 14 кв. км. В середине XIX века здесь появилась первая шахта под названием «Цольферайн», позже с ней были связаны другие подземные выработки, построен собственный коксохимцех. В итоге промышленный комплекс разросся до 100 гектаров. В 30-х годах прошлого века шахта была реконструирована, причем согласно тогдашним архитектурным веяниям в стиле конструктивизма. Предполагалось, что «Цольферайн», на тот момент самая современная шахта в мире, отработает полвека.

И, действительно, шахта была закрыта в 1986 году. В пору своего расцвета предприятие в сутки выдавало на-гора по 12 тыс. тонн угля. Земельные власти Северного Рейна-Вестфалии, куда входит Рурштадт, приняли решение присвоить шахте статус архитектурного памятника, а для поддержания в надлежащем оригинальном состоянии и поиска новых возможностей использования создали специальный фонд. Только на текущие расходы, необходимые для консервации и ремонта, ежегодно требуется 10 млн евро (для сравнения, одна закрытая шахта в Донбассе обходится государству в 10 млн грн, – ред.).

В Эссене авторам проекта удалось создать своего рода образцовый пример шахтной архитектуры, на который впоследствии ориентировались строители многих других горнодобывающих комплексов в Рурской области. Это обстоятельство повлияло на решение ЮНЕСКО в 2001 году включить «Цольферайн» в список Всемирного культурного наследия.

ШАХТА-МУЗЕЙ

Безусловно, одной из важных составляющих успеха «Цольферайн» является ее уникальная архитектура. Однако для того чтобы ежегодно шахту посещали около миллиона туристов, одной архитектуры недостаточно. Перед авторами проекта стояла задача предложить нечто, что действительно потрясет воображение посетителей и заставит их подольше задержаться в Эссене.

Поэтому задействован весь комплекс шахтных построек. Конечно же, туристам предлагают спуск в шахту, рассказывают об истории Рура, о том, как добывается уголь и каковы особенности этого тяжелого труда. Туристы могут своими глазами увидеть шахтное оборудование и прикоснуться к истории покорения человеком недр земли. Экскурсионный тур так и называется – «Путь угля» – и охватывает все производственные процессы от угледобычи до углепереработки и последующей транспортировки готового угля или кокса потребителю. При этом туристам предлагается целый спектр экскурсий по «Цольферайн» – все зависит от пожеланий гостей.

Помимо этого, туристам предлагают посетить краеведческий музей, где представлена история Рура. Экспозиция действует постоянно. Создатели отмечают, что это не традиционный промышленный музей, скорее, объект социальной памяти и часть нового проекта «Метрополис».

Рурский музей обладает обширными коллекциями по геологии, археологии, истории, раскрытой в работах живописцев и фотоснимках разных времен. Собрание экспонатов постоянно пополняется, в частности, предметами, имеющими непосредственное отношение к Руру. Однако при этом на территории музея постоянно проводятся выставки самой разной направленности и не обязательно связанные с Руром. Фонд музея насчитывает порядка 400 тыс. экспонатов из разных эпох как геологических, так и исторических. Правда, стоит отметить, что свою историю музей начал еще в 1901 году, пережил две войны, несколько раз менял прописку и сегодня стал частью комплекса «Цольферайн».

Помимо знакомства с историей Рура и тем, как добывают уголь, туристам предлагают широкий спектр всевозможных развлечений. Там, где раньше могли находиться только сотрудники шахты и коксового цеха, теперь отдыхают туристы.

Например, зимой коксовый цех превращается в гигантский 150-метровый каток, а летом на одном из уровней цеха работает бассейн. Туристы могут прокатиться на велосипеде или подняться на колесе обозрения и увидеть весь комплекс с захватывающей дух высоты.

Помимо Рурского музея работает галерея современного искусства, выставка современного дизайна, «Дворец» проектов» – попытка заглянуть в будущее человечества. Примечательно, что авторами «дворца» стали уроженцы Днепропетровска супруги Илья и Эмилия Кабаковы, уже много лет живущие за границей… Кроме того, в «Цольферайн» работает центр танца, мастерская и одновременно выставка ювелирных изделий. И это далеко не полный перечень того, что может быть предложено посетителям.

В инфраструктуру комплекса входят кафе и рестораны, ночные клубы и казино. Звезд мировой сцены принимает концертный зал. Шопоголики смогут утолить жажду приобретения дизайнерских новинок, выбрать сувенир на память и подарок друзьям.

Добавим, что «Цольферайн» финансируется из целого ряда фондов, не оставляют комплекс без внимания как в ЕС, так и местные власти. Но все они вкладывают в конкретный проект, направленный не только на сохранение памяти о прошлом, но и заботу о настоящем – «Цольферайн» стал частью реформы угольного Рура.

В 2010 году промышленный Рурштадт является культурной столицей Европы. Фантастика, скажете вы? Нет, за этим успехом всего лишь любовь к своей земле, желание сохранить наследие прошлых поколений, уважение к их труду и, безусловно, понимание того, что без прошлого нет будущего и, чтобы получить отдачу, сначала нужно очень много вложить, начиная от идеи и заканчивая инвестициями…

ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ…

 

 

 

 

О материале
Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter!

Теги:
Об авторе
1 Комментариев
avatar
1
Кстати в Донецкой области вроде в Славянск возят на экскурсии в соляную шахту, но в угольную, в которую работать спускаться это игра с жизнью и смертью - это не очень перспективно на мой взгляд. Вспомним аварию на Новодзержинской годичной давности - и это завалилась отработанная капильная выработка в которую водили студентов с технаря!!!
Вариант есть конечно брать подпись с туристов и говорить о риске для жизни - экстрим туризм получается.
avatar

Реклама

Торецкий автобазар

Недвижимость Торецка

Работа в Торецке

Реклама